Тема: «Эпоха Петра Великого. Северная война и преобразования». Цели уроков: характеристика международной обстановки накануне Северной войны; изучение хода Северной войны; определение взаимосвязи Северной войны и преобразований, проводимых Петром I. Основные даты и события 1700—1721 гг. — Северная война. 1703 г. — основание Санкт-Петербурга. 1705 г. — введение рекрутской повинности. 1708 г. — победа у Лесной. 1709 г. — Полтавская битва. 1711 г. — Прутский поход. 1714 г. — победа русского флота у мыса Гангут. Термины и понятия урока: редут, рекрутская повинность, янычары. Персоналии: Август II Сильный, Ф. М. Апраксин, Карл XII Шведский, С. Лещинский, И. С. Мазепа, П. П. Шафиров, Б. П. Шереметев. Ход урока. I. Мотивационно - целевой этап Сегодня мы продолжим изучение раздела «Россия при Петре I». В конце XVII в. Россия поставила своей целью стать равноправной европейской державой, заимствуя опыт других стран. Громадная территория России была фактически лишена удобных морских путей. В этих условиях борьба за выход к морю приобрела первостепенное значение для судеб Российского государства. Это была борьба с экономической изоляцией, от ее успеха зависело преодоление экономической отсталости. Кроме того, отсутствие выхода к морю, гаваней и флота грозило в будущем экспансией мировых морских держав, потерей России национальной независимости. Петр сумел это понять и принять меры, военные и морские, дипломатические и административные. Наш урок посвящён событиям XVIII века – знаменитой Северной войне, в которой участвовала Россия. II. Изучение нового материала. 1. Причины Северной войны. 2. Северная война. 3. Полтавская битва. 4. Прутский поход. 5. Битва у мыса Гангут. 1.Причины Северной войны: 1) рост экономического и культурного отставания России от стран Европы; 2) преодоление этого отставания неосуществимо без установления тесных контактов с Европой через Балтику. Восточное побережье Балтики принадлежало Швеции, следовательно, война против Швеции отвечала интересам России. 2. Северная война. Ход Северной войны учащиеся отражают в таблице, заполнение которой будет завершено на уроке, посвященном окончанию правления Петра I. Прочитать стр.118-128 заполнить таблицу. Дата Событие. Значение для хода войны. 1700 Разгром русской армии под Нарвой 1701 Поражение шведского полководца К. Шлиппенбаха от войск Б. П. Шереметева у Эресферта в Лифляндии Отражение попытки шведской эскадры захватить Архангельск 1702 Взятие крепостей Мариенбург, Нотебург 1703 Взятие крепости Ниеншанц. Основание Санкт-ПетербургаРусские под командованием Петра I и А. Д. Меншикова захватили в абордажном бою 2 шведских судна в устье Невы 1704 Взятие Дерпта, Нарвы, Ингерманландии. Шведы заняли Варшаву 1705 Провал попытки шведов захватить Санкт-Петербург 1706 Разгром шведов под Калишем 1707 Начало похода Карла XII в Россию 1708 Победа в битве у деревни Лесной. Измена украинского гетмана И. С. Мазепы 27 июня 1709 Полтавская битва — коренной перелом в Северной войне 1710 Русские войска заняли Прибалтику и Карелию. Турция объявила войну России 1711 Прутский поход 1714 Занята Финляндия Победа русского флота у мыса Гангут 1718 Гибель Карла XII при осаде крепости в Норвегии 1719 Победа русского флота у острова Эзель 1720 Победа русского флота у острова Гренгам 1721 Подписание Ништадтского мира, по которому Россия получила Лифляндию, Эстляндию, Ингерманландию, часть Карелии с Выборгом. Россия возвращала Швеции Финляндию и выплачивала компенсацию за территориальные приобретения (1,5 млн. рублей) 2.После заполнения таблицы обратите внимание на основные события Северной войны. Пункт параграфа «Нарва» можно выделить особо, составь тезисы ответа по теме: «Нарва: причины поражения и уроки». 3.Полтавская битва. Победа русских войск под началом Петра I в Полтавской битве означала подрыв военного могущества Швеции и перелом в ходе Северной войны в пользу России. — генеральное сражение Северной войны». «Обстоятельная реляция» о Полтавской битве. 28 июня 1709 г. ...Наша же кавалерия на правой руке между лесом поставлена была, и между оною несколько редут сделано, и людьми и пушками осажены... ...И 27-го числа по утру весьма рано, почитай при бывшей еще темноте, из дефилеев, в которых он во всю ночь свое все войско в строй поставлено имел, на нашу кавалерию как с конницею, так и с пехотою своею с такою фуриею напал [неприятель], что, хотя он многократно с великим уроном от нашей кавалерии и от наших редут, к которым приступал, отогнан есть, однакож наша кавалерия, понеже оную нашею инфантериею толь скоро выручить не могли, последи немного к нашему ретранжементу уступити принужденна; однакож паки скоро остановились и неприятеля атаковали, и онаго правое крыло веcма збили, и генерала-маеора Шлипембаха, которой тем крылом командовал, в полон взяли. ...Междо тем же неприятелская кавалерия от главного войска от нашей кавалерии уступила [отступила] и с своею инфантериею паки случилася [соединилась], и поставили [шведы] всю свою армею в ордер баталии перед фрунтом с четверть мили от нашего обозу. Междо тем же его величество [Петр I] повелел тотчас двум линиям от нашей инфантерии из нашего транжаменту выступить, а третию в оном назади оставил, и тако ту армею в строй поставил, что инфантерия в среди, кавалерия же на обоих крылах поставлена. И с нашей стороны правое крыло кавалерии командовал генерал-лейтенант Баур... левое же крыло командовал его светлость князь Меншиков, понеже тамо его пребытие потребнейше было. А корпус баталии командовал сам его царское величество... и при том господин генерал-фелтьмаршал Шереметев, також генералы от инфантерии князь Репнин и Аларт... А артиллериею управлял генерал-порутчик от артиллерии Брюс. И всякой в своем назначенном месте управляли со изрядным опыты мужества и воинского искусства своего. И как войско наше таковым образом в ордер баталии установись, на неприятеля по-цшо, и тогда в 9-м часу перед полуднем атака и жестокой огонь с обоих сторон начался, которая атака от наших войск с такою храбростию учинена, что вся неприятелская армея по получасном бою с малым уроном наших войск... как кавалерия, так и инфантерия веcма опровергнута, так что швецкая инфантерия не единожды потом не остановилась, но без остановки от наших шпагами, багинетами и пиками колота, и даже до обретающегося вблизи лесу, яко скоты, гнаны и биты... Вопросы и задания к документу (выполнить письменно): 1. На основе документа составьте схему Полтавского сражения. 2. Какие факторы способствовали победе под Полтавой? 3. Как проявили себя русские военачальники на поле боя? 4. Прутский поход. 5. Битва у мыса Гангут. (Прочитать стр.125 — 128). IV. Закрепление: Подводя итог урока, проанализируйте высказывание В. О. Ключевского, как нельзя более точно определяющее значение Северной войны для преобразований в России: «Война указала порядок реформы, сообщила ей темп и самые приемы...» Итог урока: Личность Петра Великого и результаты его правления оцениваются очень различно как современниками императора, так и историками. Какой-то единой оценки не существует. Но в заключение урока мне бы хотелось привести слова С.М.Соловьева о Петре I, произнесенные на публичном чтении в честь 200-летия Петра: “То нетленное наследство, которое оставил он нам, есть пример небывалого в истории труда, силы воли в борьбе с препятствиями, в борьбе со злом; пример любви к своему народу, пример непоколебимой веры в свой народ, в его способности, в его значение... пример страсти к знанию, преданности вере, что обещает народам долголетие”. V. Домашнее задание: § 11, ответить на вопросы после параграфов. Ответы присылать на электронный адрес: dmltriy.pastukhoff2013@yandex.ru