Тема урока: Вокруг света под русским флагом Планируемые образовательные результаты: в результате педагогического взаимодействия, на уроке обучающиеся узнают, кто открыл Антарктиду, кто из российских мореплавателей совершил, первое кругосветное плавание и почему российским мореплавателям удалось подойти к берегам Антарктиды, а Д. Куку — нет. Предметные Обучающиеся смогут дать определение понятию: айсберг, расскажут и покажут на карте пути российских мореплавателей совершивших первое кругосветное плавание, смогут показать материк Антарктида. Обучающиеся смогут определять: причины и следствия географических путешествий и открытий; маршруты путешествий Метапредметные: Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации Личностные: Уметь оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей. Вырабатывать эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования; использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности. 1. ЭТАП 1 Актуализация знаний (заполните таблицу). открытия путешественники корабль первое кругосветное плавание «Виктория» Чёрного моря Каспийское море Аравийскому морю «Мирный» Америка «Надежда» Австралия «Нева» пролив между Азией и Северной Америкой «Восток» Гавайские острова Алеутские острова Командорские острова Камчатка Аляска Антарктида 2 ЭТАП"Открытие" нового знании. Итак, мы отправляемся в путь с русскими мореплавателями под русским флагом, а куда вы внимательно слушайте и запоминайте. Во время моего рассказа вы должны отметить путь на нашей карте в рабочей тетради и назвать пропущенные слова. Русские кругосветки. Россия начала организовывать свои первые кругосветные экспедиции позже многих европейских стран. Только в самом начале XIX века, в 1803 году, состоялась первая русская кругосветка. В неё отправились два корабля —(1)— под командованием двух капитанов: Ивана Крузенштерна и Юрия Лисянского (обращаю внимание еще раз на портреты). Оба они, несмотря на молодость, были очень опытными военными моряками. Дорогие мои путешественники, я пропустил название кораблей, на которых отправились мореплаватели. Я прошу вас найти их названия в тексте учебника первого абзаца на стр. 89. По пути Магеллана экспедиция вышла в Тихий океан и сразу же направилась в северную его часть. - Посмотрите на доску что можно нанести на контурную карту. Дело в том, что поводом для организации этого плавания была необходимость оказать помощь русским поселениям на Аляске. Помощь пришла вовремя — морякам даже пришлось немного повоевать с коренным населением. На обратном пути корабли зашли в китайский порт, где очень выгодно были проданы меха, добытые русскими поселенцами на Аляске. Потом пути двух кораблей разошлись. Лисянский принял решение двигаться от Китая до России, не заходя в порты. И это ему удалось! Можно сказать, что он установил мировой рекорд(2). - А какой рекорд установил, Лисянский я попрошу найти вас в тексте учебника на стр. 90 второго абзаца. Ребята прочитаем следующий абзац и ответим на вопросы: - Что открыли мореплаватели во время своего путешествия. - Где побывали практически все экспедиции мореплавателей. Хотя руководители первой русской кругосветки мечтали совершить географические открытия в Тихом океане, им это не удалось. (3)Открытия русских моряков были ещё впереди. По возвращении И. Крузенштерн занимается организацией новых кругосветных плаваний. Как правило, задачами этих экспедиций были исследования Тихого океана, поиск земель, годных для освоения. (4) Давайте запомним В 1803—1806 годах состоялась первая русская кругосветка. В неё отправились два корабля — «Надежда» и «Нева» — под командованием двух капитанов: Ивана Крузенштерна и Юрия Лисянского. Посмотрите, у нас н в стороне осталось ещё две фамилии, еще два мореплавателя - это Фаддей Беллинсгаузен и Михаил Лазарев (найдите в учебнике ответ на вопросы:) 1.На чем плавали мореплаватели? 2.Какое препятствие встретили мореплаватели? 3.-И чем закончилось их путешествие? Итог урока И так дорогие мои путешественники, предлагаю вернуться на место нашего отплытия и вспомнить тему и задачи урока. - Как мы справились с заданием в своем путешествие, что для себя нового открыли? - Что повторили, что просто вспомнили. Пробежимся по судовому дневнику (тетради). 1.В каком году состоялась первая русская кругосветная экспедиция? 2. Кто являлся руководителями первой русской кругосветной экспедиции? 93. Как назывались суда первой русской кругосветной экспедиции? 4. Что такое айсберг? 5. Кто являлся руководителями русской экспедиции к берегам Антарктиды? 6. Как назывались корабли экспедиции под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева? Ответы присылать на электронный адрес: dmltriy.pastukhoff2013@yandex.ru