Тема: Граждане, ученые и атлеты Греции. Цель урока: достижение образовательных результатов: личностные: приобщение к истокам культурно-исторического наследия человечества, интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения; освоение гуманистических традиций и ценностей, становление которых началось в Древнем мире, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов. метапредметные: формировать целевые установки учебной деятельности; выстраивать алгоритм действий, объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования темы урока, формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. предметные: научиться объяснять понятие «классическая культура»; анализировать и обобщать информацию о древнегреческой культуре, делать выводы о ее характерных чертах; образно реконструировать системы воспитания и обучения мальчиков и девочек в Афинах и Спарте, сравнивать их; создавать яркие образы выдающихся ученых Древней Греции. Основные понятия: классическая культура, Спарта, Афины, гимнастика, гимнасий, Геродот, медицина, Гиппократ, клятва Гиппократа, Демокрит, Сократ, философия, академия, Аристотель, ботаника, физика, Олимпийские игры, Олимпия, Флегий, Милон, ипподром. Ход урока 1.Проверка домашнего задания. (Выполнить тест). 1. Где находится Спарта? а) в долине реки Эврот в Лаконии б) на севере Греции в) на о. Сицилия 2. Что вывозили торговцы из Греции в колонии и другие страны? а) рабов б) оливковое масло в) хлеб 3. Автор поэм «Илиада» и «Одиссея»: а) Гомер б) Гесиод в) Эсхил 4. Как по-гречески назывался простой народ? а) илоты б) полис в) демос 5. В каком городе Древней Греции было два царя? а) в Спарте б) в Афинах в) в Фивах 6. Персидский царь, предпринявший первую попытку захватить Грецию в 490 г. до н.э.: а) Ксеркс б) Дарий I в) Кир 7. Вождь афинского демоса в V в. до н.э.: а) Сократ б) Перикл в) Дракон 8. Битва, в которой греки окончательно разгромили персов (479 г. до н.э.): а) при Марафоне б) при Фермопильском ущелье в) при Платеях. 2.Вовлечение учащихся в работу по изучению новой темы. Мы заканчиваем изучение истории Древней Греции. Скажите, какие важные события в истории этого государства вам запомнились? Почему? Как вы считаете, на что повлияли эти события? Культуру нельзя унаследовать, ее надо завоевать. (Андре Мальро) Как вы понимаете эти слова? Какова цель сегодняшнего урока? Запишите тему урока. 3.Изучение нового материала. Сегодня начинаем изучение культуры, которая в 5-4 вв. до н.э. достигла своего наивысшего развития. 1.Воспитание гражданина. Какие греческие полисы вы знаете? Покажите на карте. Воспитание граждан древнегреческих полисов-государств было различным: таким, какое требовалось данному полису. Составьте таблицу на основе текста параграфа (стр.179-180) – «Особенности воспитания детей в Греции и в современном мире». Особенности Пример Спарта Афины Современ.школа Сделайте вывод, отвечая на вопросы: 1.Почему спартанцы уделяли внимание более жестоким методам воспитания? 2.Чем отличается современное образование от спартанского? - В Спарте растили суровых, закаленных, дисциплинированных воинов, хорошее образование и знание наук спартанцам не требовалось т.к. все государственные дела решали старейшины и вожди В Афинах роль простого человека в управлении государством была велика. Большинство афинских граждан были грамотными людьми. 2.Греческая наука. Большой вклад в развитие мировой науки внесли древнегреческие ученые. Древние греки стали родоначальниками многих наук. Предлагаю вам самостоятельно письменно в тетради поработать с пунктом 2 параграфа33, следуя предложенному плану: Имя ученого Основателем какой науки является Название трудов Основные идеи «Отец истории» Геродот охранил в памяти потомков сведения о победах эллинов, рассказал об истории народов, которые участвовали в греко-персидских войнах. Основателем медицины был врач Гиппократ. В наши дни люди, ставшие врачами, дают клятву Гиппократа. Но самой важной наукой греки считали философию. 3. Олимпийские игры. В каждом греческом городе устраивались гимнастические состязания, или игры. Олимпия – это святилище, где стоял храм Зевса, а затем были выстроены различные спортивные сооружения. 776 г. до н.э. – состоялись первые Олимпийские игры. Во время игр в Греции объявлялся всеобщий мир. Проводились игры раз в 4 года и продолжались 5 дней. Соревновались в беге, прыжках, поднятии тяжестей, метании диска и копья, борьбе и кулачном бое. Важна была просто победа! До наших дней дошли имена знаменитых атлетов Флегия, Милона. Победителей награждали оливковыми венками и пальмовыми ветвями, ставили статуи на площади родного города, освобождали от государственных повинностей и до конца жизни бесплатно кормили. 4. Итог урока. Назовите новые имена и понятия, которые вы услышали сегодня на уроке? Что вам было непонятно? Что благоприятствовало развитию культуры Древней Греции? Чем отличалось образование в Древней Греции от образования в древнем Египте? Исследование какой темы вели на уроке? -Какие понятия разобрали? Удалось достигнуть цель урока? 5.Домашнее задание. выучить§33; составить рассказ об одном из эпизодов Олимпийских игр. Ответы присылать на электронный адрес: dmltriy.pastukhoff2013@yandex.ru