тема «Труд - основа жизни» Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС): Предметные: Обучающиеся смогут характеризовать особенности труда как одного из основных видов деятельности человека. Метапредметные: регулятивные: обучающиеся смогут определять основные проблемы темы; планировать учебную деятельность для решения проблем. коммуникативные: обучающиеся смогут уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; излагать свое мнение по проблеме: «Труд – источник всех богатств или основное условие человеческой жизни?», аргументируя его. познавательные: обучающиеся смогут объяснять значение трудовой деятельности для личности и для общества; различать материальную и моральную оценку труда; точно выражать свои знания о том, что создается трудом человека. Личностные: обучающиеся смогут определять собственное отношение к различным средствам достижения успеха в труде; содействовать развитию способностей к выбору будущей профессии. Ход урока: 1 Организационный момент. -Здравствуйте, ребята! На прошлом уроке мы завершили изучать тему «Дружба». Мы говорили о важности дружбы, о том, кто такой друг, определяли, могут ли быть друзьями одноклассники, сверстники. Прежде, чем мы начнем изучать новую тему, мне хотелось бы подвести некий итог и поиграть с вами в игру «Снежный ком». . Начну я. Преданность… 2 Введение в тему урока. Определение целей и задач урока. - Итак, у нас с вами получился огромный снежный ком с качествами, присущими настоящему другу и я от всей души каждому из вас желаю, чтобы у вас были именно такие друзья. - Тема нашего сегодняшнего урока звучит так: ДУРТ-АВОНСО ИНЗИЖ. -Запишите её в тетрадь. -Что это такое? Это тайный шифр. Кто догадается, какое предложение зашифровано? Как догадались? -Вот теперь запишите тему урока в тетрадь. -Как вы считаете, о чем мы обязательно должны сказать при рассмотрении этой темы? Давайте наметим план. 1. Что такое труд? Каким он бывает? 2. Что создаётся в результате труда? 3. Как труд оценивается? 3 Изучение новой темы. 1. Каким бывает труд. - Итак, ребята, что же такое труд? - Скажите, а какое из ваших определений точное? - Какие существуют способы получения информации? Где взять точное определение труда? (спросить у взрослого, прочитать в словаре, найти в интернете) - Труд- это… 1) Работа, занятие. 2) Результат деятельности, работы, произведение. 3) Целенаправленная деятельность человека по созданию с помощью орудий труда материальных и духовных ценностей. 4) Усилие, направленное на достижение чего-либо. Проверка: Что выписали ребята. Какие определения получили? Что создается трудом. Ребята, а зачем человеку трудиться? Что создается трудом? руд различается по содержанию и сложности. Далеко не каждый человек может работать врачом, программистом, почтальоном. Труд грузчика, к примеру, считается, простым. А вот инженер имеет дело с техникой, приборами, что требует обширных знаний, поэтому такой труд называется сложным. Давайте проанализируем некоторые профессии, приведем примеры разного рода труда. Для этого поработаем с таблицей: На первой карточке у вас таблица с профессиями, на второй- характеристики- антонимы. Задание: подберите подходящую характеристику для каждой предложенной профессии и запишите в таблицу. Профессия Характеристика труда Шахтёр Учитель Художник Домашняя хозяйка Дворник Программист космонавт Продавец Полицейский художник Постоянный- временный, простой- сложный, умственный- физический, оплачиваемый- безвозмездный, добровольный- принудительный, ручной- автоматизированный, творческий- традиционный, коллективный- индивидуальный. Проверка: «Я считаю, что для профессии шахтера подходят характеристики……..» Великий английский экономист Адам Смит считал, что «Не на золото и серебро, а именно трудом были изначально приобретены все богатства мира». - Ребята, а почему говорят, что труд является источником всякого богатства? Как вы думаете? Трудом создаются различные продукты. Среди них- вещи, разные изделия, а также услуги. Например, книги, которые лежат у вас в портфелях, - это изделие. А вот когда вы идете в парикмахерскую или к врачу, вы пользуетесь услугой. Продукты труда используются человеком либо для удовлетворения собственных нужд, либо для продажи. Продукт, произведенный на продажу, называется товаром. В товарах, которые вы приобретаете для своих нужд, заключен многообразный человеческий труд. Рассмотрите рисунки, скажите, что является материальным изделием, а что- услугой стр. 71 из учебника) -Давайте запишем в тетрадь определения: Услуги- это бытовые удобства, предоставляемые кому-нибудь (С.И.Ожегов) Товар- это продукт труда, изготовленный для обмена, продажи. Как оценивается труд. - Ребята, а как оценивается труд работника? Труд людей чаще всего оценивается по количеству сделанного. Но как оценить труд ученого или воспитателя? Важную роль в оценке труда играет качество. Плата за труд составляет заработную плату работника. Качественный труд заслуживает поощрения. Это может быть премия или дополнительная оплата (надбавка), а может быть и благодарность или повышение в должности. Для добросовестного работника важна и моральная оценка его труда (одобрение, похвала), собственная удовлетворенность результатами. За плохую работу может быть наложено взыскание в виде штрафа, а то и последовать увольнение. - Для того, чтобы вопрос с оцениванием был у нас с вами полным, предлагаю вам следующее задание. Вы должны закончить предложения: Папа за работу на заводе получил __________________________ . Маша учится в строительном институте и получает __________________ . Бабушка каждый месяц получает _____________________ . На младших детей в семье мама получает __________________ . Вся названное выше составляет ________________________ семьи. Подведение итогов урока. - Наш урока подходит к концу. Давайте вернемся к тем вопросам, которые мы ставили перед собой в начале урока. Ответили ли мы на них? Нарисуйте лесенку из трех ступенек и отметьте галочкой, где находитесь вы по степени понимания пройденной темы: если поняли всё- то на самой высокой ступеньке, если остались вопросы- на средней, если ничего не понятно- на последней. Объяснение домашнего задания. Ребята, успех любого дела во многом зависит от правильного поведения его участников. Чтобы труд помогал удовлетворить разнообразные потребности, был приятным занятием, а не обузой, радовал вас и окружающих результатами, нужно следовать правилам. Домашнее задание у вас будет творческое. Ваша задача- составить правила хорошего, результативного труда, но не просто правила, а правила в пословицах. Первое правила я уже сочинил, давайте запишем его: «Поспешишь- людей насмешишь». Планируй свою работу, рассчитывай время и силы на её выполнение. «Есть терпенье, будет и уменье». Будь настойчив и терпелив в достижении цели и результатов труда» Ответы присылать на электронный адрес: dmltriy.pastukhoff2013@yandex.ru