Тема урока - "Движение воздуха. Откуда дует ветер? Цель урока: сформировать и закрепить знания о движении воздуха – ветре, описать различия процессов нагревания и охлаждения воды и суши; дать понятие «бриз», «муссон» и объяснить причины возникновения; объяснить механизмы возникновения ветра, направления ветра; научить определять направление ветра и делать графический рисунок «роза ветров» рассказать о значении ветра в жизни человека и окружающей среды. Загадка. Отгадайте загадку, о чем или о ком идет речь? Хоть бескрылый, а летает. Безголовый, а свистит. Хоть безрукий, но бывает Груши с веток обивает, Сосны с корнем вырывает, Так порою он сердит. Только что он был везде – Миг – и нет его нигде. Повелителем ветров, согласно греческой мифологии, был царь острова Эолии. Зевс сделал Эола господином над ветрами, он мог держать их на замке или устраивать бури и ураганы. Эола считали изобретателем паруса. В восточнославянской мифологии бог ветра - Стрибог. Определение «ветер» Вы знаете, что воздух находится в непрерывном движении, и это движение называется ветром. Но почему это происходит? А возникает ветер вследствие различий атмосферного давления над разными районами планеты. Воздух всегда движется из областей с высоким давлением в области с низким атмосферным давлением. И чем больше разность этих давлений, тем быстрее будет двигаться воздух. Теперь мы можем дать с вами определение, что такое ветер. Ветер - это движение воздуха из областей с высоким атмосферным давлением в области с низким давлением. Механизм возникновения ветра. Дневной бриз. Вспомним лето, себя на берегу моря… Откуда дует прохладой, где не так изнурительно жарко? Да, возле моря, возле воды. Ведь от моря в сторону суши дует несильный ветерок, очень приятный для всех в жаркий летний день. Почему так происходит? Вода нагревается медленнее, чем суша (вспомните обжигающий песок пока идете к морю, а вода ведь сразу кажется холодной). А вот ночью, суша быстро остыла, по песку можно свободно идти босиком, а вода теплая, приятная и кажется в ней теплее, чем на суше. Вода долго нагревалась и медленно будет остывать, что совсем, наоборот, в отношении суши, она быстро нагрелась, но и быстро остыла. Сделаем вывод: днем суша нагрета сильнее, а море холоднее, значит над водой и воздух более холодный-здесь образуется область высокого давления. Над сушей воздух теплый - область низкого давления, значит, зная определение, мы уверенно теперь может сказать, почему ветер дует днем летом с моря на сушу. Ночной бриз. Что же ночью? Все наоборот. Вода нагрета сильнее, следовательно, над ней воздух теплый, а значит давление меньше, чем над сушей, над которой воздух прохладней и образовалась область высокого давления, значит ветер будет дуть с суши на море. Определение бриз. Ветер, который дует днем с моря на сушу, называется дневной бриз, а ночью дует с суши на море - ночной бриз. Он меняет свое направление 2 раза в течение суток. Днем на сушу, ночью на море. Муссон. На бриз похож ветер, который образуется на границе океанов и материков. Он также меняет свое направление 2 раза, но только по сезонам года: лето и зима? Как вы думаете, откуда и куда будет дуть это ветер летом? Зимой? Дайте определение «Муссону». Сила ветра. Направление. Мы говорили, что чем больше разница между давлением, тем с большей скоростью дует ветер, это и есть его сила. Сила (скорость) ветра определяется по шкале баллов, которую предложил британский адмирал Бофорт в 1805г. Скорость (сила) ветра измеряется в метрах в секунду: 1 балл = 2 м/с. Лишь в 1874 г. она была принята Международным метеорологическим комитетом для всеобщего применения на телеграфе. Шкала 12-балльная, а в Америке – 17-балльная. А направление ветра определяют по сторонам горизонта. Направление ветра – это направление, откуда он дует. С севера, значит северный ветер, с запада-западный и т.д. Анемометр. Флюгер Прибор же с помощью которого определяют силу(скорость) ветра называется анемометр, а прибор с помощью которого определяют направление ветра – флюгер. Значение ветра. С давних пор человек использовал силу ветра в свою пользу и об этом много говорилось в литературных источниках, произведениях писателей, сказках…Ветер помогал мореплавателям; перенос влаги на материки; переносит семена растений и споры грибов; способствует образованию морских течений; вырабатывает электроэнергию (мельницы, двигатели, парусники). Ветер «съедает» горы, сглаживает их, создавая причудливые формы рельефа; но и одной из причин бедствий, несчастий является также – ветер. Роза ветров. Результаты наблюдений за направлением ветра можно изобразить с помощь особого графика – роза ветров. Строится он очень просто: чертятся линии направлений горизонта, на них наносятся деления по 1 см.(1деление – 1 день), точкой отмечается на каждом направлении- линии то количество делений, сколько дней дул ветер именно в этом направлении, когда все точки обозначены на линиях-направлений их соединяют. Полученная фигура и есть роза ветров. Выполните сами построение розы ветров по данным таблицы. Домашнее задание. Прочитать параграф 21, ответить на вопросы, выполнить построение розы ветров по данным таблицы. Ответы присылать на электронный адрес: dmltriy.pastukhoff2013@yandex.ru