Тема: Южная Русь. Задачи урока: Образовательные: Сформировать представления о территории Южной Руси (Киевском княжестве); Объяснить понятие «половцы»; Понять особенности социальной иерархии и бытового устройства половецкого общества. Объяснить термины, связанные с культурой половцев («орда», «хан», «каменные бабы»); Проанализировать отношения половцев и русских князей; Выяснить историческое значение «Слова о полку Игореве». Развивающие: Продолжить формирование умения работать с картой; развивать умения учащихся работать с источниками, с различной справочной литературой; умения высказывать своё мнение; развитие навыка культуры речи, продолжать формировать умение использовать термины. Воспитательные: Воспитывать умения прислушиваться к чужому мнению при обсуждении «Слово о полку Игореве»; воспитывать у учащихся уважение к историческому прошлому русского народа. 1.Проверка домашнего задания. Перед изучением новой темы, нам необходимо проверить то, что вы усвоили на прошлом уроке. 1.Назовите хронологические рамки раздробленности? 2. Назовите причины распада Киевской Руси. 3.Назовите особенности удельной системы? 4.Последствия раздробленности положительные и отрицательные. 2.Изучение новой темы. Итак, мы приступаем к изучению новой темы. Записываем число, тему и план урока. Вы знаете, что в период раздробленности образовались удельные княжества. Давайте вспомним, когда был период раздробленности? Одним из таких удельных княжеств было Киевское княжество. Посмотрите на карту. Оно было одним из самым главных, ему подчинялись другие княжества. За киевский престол шла ожесточенная борьба среди князей. Юрий Долгорукий трижды захватывал престол и после третьего восшествия его отравили. Начались усобицы между потомками Святослава Ярославича и Владимира Мономаха. Это привело к созданию новой системы управления - правили сразу двое князей. Давайте запишем это в тетради. В результате княжеских усобиц сформировалась особая система управления Киевским княжеством- управляли сразу два князя. Один князь, старший, жил в Киеве, а другой в Белгороде. Они вместе ходили в походы и вели внешнюю политику. Князь Святослав Всеволодович 1180-1194-запишите в тетрадь, запомнился как мудрый и справедливый правитель. Давайте вместе прочитаем, чем запомнился он народу. Открываем учебник на стр. 94 и читаем. Он вел успешную борьбу против половцев. Ему удалось сплотить русских князей, в 80-х годах он смог нанести половцам сокрушительное поражение, после которого половцы перестали существовать как самостоятельная военно-политическая сила. Созданный союз Святослава с Рюриком Ростиславичем в 1181-94 годах обеспечивал мир и стабильность в Русской земле. В начале 13в. князья в Киеве часто менялись, за него шла постоянная борьба среди князей. Скажите, как влияли усобицы на положение Киева? А сейчас мы с вами поговорим о давних соседях Руси - половцах. Сформулируйте мне определение термина «половцы». Запишем, половцы - народ тюркского племени, который проживал на территории от Прута и Днестра на западе до Поволжья на востоке. Давайте откроем стр. 95 и узнаем об устройстве этого народа. Основой была семья-кош,в нее входили не только родственники, но и рабы. Во главе семьи стоял кошевой. Отдельные семьи объединялись в роды-курени. Несколько куреней составляли орду. Во главе орды стоял хан. Итак, давайте проанализируем. Объясните, как же было устроено половецкое общество? Половцы были язычниками- приносили жертвоприношения и гадали. В святилищах они ставили каменные изваяния прародителей - каменные бабы. Изображение на странице 96 и на доске, посмотрите внимательно. Опишите этот архитектурный памятник. А скажите мне, почему памятник, посвящен именно женщине? Основным занятием мужчин было военное дело. От половецких набегов страдала не только Русь, но и Византийская империя и Венгерское королевство. Покажите мне на карте эти территории. Войны Руси с половцами велись с переменным успехом. Половецкие князья и русские князья заключали миры-договоры, по которым можно было использовать половецкие войска в усобице. Запишем. Так же заключались браки, велась торговля. А сейчас мы с вами поговорим о произведение «Слово о полку Игореве». По курсу литературе вы проходили его, скажите, о чем оно? Итак, в конце 12 в. половцы опять начинают свои набеги. Святослав Всеволодович решил объединить силы русских князей организовать поход против половцев. Но его двоюродный брат сам решил пойти в поход, его постигла неудача. Он попал в плен, но смог убежать и обратился за помощью в Киев. Об этих событиях и повествует «Слово». Откроем учебник на стр. 99 там представлен документ. Прочитаем его вместе. Проанализируем его. «Слово»-это литературное произведение, автор призывает русских князей к объедению против половцев. 3.Закрепление. Для того чтобы усвоить сегодняшнюю тему письменно надо будет ответить на вопросы. 1.Назовите мне особенность управления в Киевском княжестве? 2.Кто такие половцы? 3.Расскажите о социальной иерархии в половецком обществе. 4.Какими были отношения русских и половецких князей? 5.Расскажите, в чем смысл «Слова»? 4. Домашнее задание. Выучить параграф 14, выучить все записи, сделанные на уроке и устно проработать вопросы после параграфа. Ответы присылать на электронный адрес: dmltriy.pastukhoff2013@yandex.ru