Тема: Обобщающий урок по теме «Россия в I половине XIX века». Цель: подвести итог изученному материалу, проверить знания дат и степень усвоения материала; постараться очертить основные тенденции развития России. План урока: 1. Проверить знания дат. 2. Основные понятия и выдающиеся личности. 3. Исторические задачи. 4. Контрольное тестирование по разделу «Николаевская Россия». Ход урока. I. Тема и цели урока. II. Основная часть. 1. –На доске записаны даты, заполнить второй столбик таблицы основными событиями первой половины XIX века (сам.раб. 5 мин.) Даты события 14 декабря 1825г 1832г 11/12 марта 1801г 12 июня 1812г 1826г 40-е годы XIX в. 1803г 1853-1856гг 1839-1883гг 1815г 2-3. Проверка таблицы. (по ходу проверки раскрываются основные понятия и решаются исторические задачи). - Начнем повторять в хронологическом порядке и еще раз освятим историю России первой половины XIX века, во время проверки, вы отмечаете верные и неверные ответы, в конце урока назовете количество допущенных ошибок. - 11/12 марта 1801г – дворцовый переворот, в результате которого Александр I пришел к власти. - Начало царствования Александра Пушкин отметил как «дней Александровых прекрас-ное начало». Почему? - Можно ли «прекрасное начало» связать с деятельностью Негласного комитета? - Каков был состав цели Негласного комитета? Каковы результаты его деятельности? -1803г – указ о «вольных хлебопашцах» - В чем суть этого указа? - Много ли крестьян было освобождено? 12 июня 1812г – начало Отечественной войны с Наполеоном - Имена каких исторических деятелей вы можете назвать, связав с отечественной войной 1812г? - Почему Барклай-де-Толли был смещен с поста главнокомандующего во время нашествия Наполеона? - Дайте краткую историческую справку М.И.кутузову. - Каков был стратегический замысел Кутузова? -1815г – начало организаций военных поселений. - В чем суть военных поселений и зачем правительство их создавало? В чем недостатки военных поселений? - 14 декабря 1825г – выступление декабристов на Сенатской площади. - Сравните программы Северного и Южного обществ. В чем сходство и различия? - На престол вступил Николай I. Почему его называли «жандармом Европы»? 1826г – создание III отделения собственной его императорского величества канцелярии. - С какой целью было учреждено III отделение его императорского величества канцелярии? - Кто его возглавлял? - 1832г – одобрение «Свода Законов» Российской империи. - Почему в царствование Николая так остро встал вопрос о кодификации законов? -Кто возглавил работу по кодификации законов? Что такое кодификация? - Дайте краткую историческую справку М.М.Сперанскому. - 40-е годы XIX века- полемика славянофилов и западников. - Кто такие западники и славянофилы? - Раскройте систему взглядов славянофилов и западников. 1853-1856гг – Крымская война. - Что послужило поводом для начала Крымской войны? - Покажите на карте сражение, которым началась Крымская война? Кто командовал русским флотом? - Как объяснить слова « слава и горечь Севастополя»? (показать памятники героям Крымской войны) - Кто командовал защитой Севастополя? - Дайте краткую историческую справку П.Нахимова. -1839-1883г – строительство Храма Христа Спасителя. - Почему первую половину XIX века называют «золотым веком» русской культуры? - Назовите архитекторов «золотого века» и их творения. ( показать фотографии памятников архитектуры: Адмиралтейство Захарова, Казанский Собор Воронихина, Исакиевский Собор Монферрана, Александрийский театр Росси, Большой театр Бове, Храм Христа Спасителя Тона, Зимний дворец Растралли) 4.Контрольное тестирование. 1. Кто из русских писателей был офицером артиллерии и участником Крымской войны: А) Л.Н.Толстой Б) Ф.М.Достоевский В) В.В.Вересаев Г) В.М.Гаршин 2. Кто во времена Николая I возглавлял Министерство просвещения и Академию наук одновременно: А) А.А.Аракчеев Б) С.С.Уваров В) М.М,Сперанский Г) А.С.Шишков 3. Укажите хронологические рамки Кавказской войны: А) 1812-1873гг Б) 1826-1855гг В) 1817-1864гг Г) 1853-1856гг. 4. Какие функции выполняло 3-е отделение Собственной Его Императорского Величества Канцелярии: А) руководство женскими училищами и благотворительными заведениями Б) политический сыск В) кодификация законов Г) управление удельными крестьянами. 5. Как называлась государственная идеология, разработанная в годы правления Николая I: А) теория официальной народности Б) теория естественного права В) теория относительности 6. Кто написал оперу «Жизнь за царя», мелодия из которой стала в 1992-2000гг была Государственным Гимном России: А) А.С.Даргомыжский Б) М.И.Глинка В) А.П.Бородин Г) П.И.Чайковский 7. Каких крестьян касалась реформа, проведенная П.Д.Киселевым: А) помещичьих Б) государственных В) удельных (царских) Г) крестьян западнорусских губерний 8. При помощи чего была к 1843г. укреплена финансовая система: А) получения крупных иностранных займов Б) введение твердой серебряной валюты В) создание широкой банковской системы Г) введение строжайшей экономии бюджетных средств 9. Кто такие западники: А) религиозная секта Б) представители западноевропейских стран – инвесторов России В) сторонники развития России по образцу западноевропейской цивилизации Г) жители западных губерний Российской империи. 10. Какая европейская страна была главным импортером российских товаров в первой половине XIX века: А) Англия Б) Франция В) Пруссия Г) Австрия III. Итог. - Подводя итоги назовите основные тенденции развития России? ( Во внутренней политике: прежде всего крестьянский вопрос и вопрос реформы органов центрального управления; во внешней политике: восточный вопрос – отношения с Турцией; в социально-экономическом развитии России: вопрос о состоянии развития легкой и тяжелой промышленности, внешней торговли, промышленный переворот). Ответы присылать на электронный адрес: dmltriy.pastukhoff2013@yandex.ru