Тема: Распределение доходов. Цель урока – проанализировать распределение доходов План: 1. Что такое совокупный доход? 2. Причины неравенства доходов 3. Поляризация доходов 4. Роль государства в перераспределении доходов Ход урока I. Изучение нового материала Вспомним, что такое доход? Откуда же берутся доходы? Источниками дохода могут быть: Из различных источников складывается совокупный доход граждан и их семей. Иными словами совокупный доход – это сумма денежных средств и материальных благ, полученных или произведенных домашними хозяйствами за определенный промежуток времени. Запишите в тетрадь, пожалуйста, это определение. Как вы думаете, какое количество денежных средств необходимо человеку, чтобы прожить месяц? Эта сумма называется прожиточным минимумом. Таким образом, прожиточный минимум – это минимальный уровень дохода, который считается необходимым для обеспечения определённого уровня жизни в стране. И даже в каждом регионе этой страны. Запишите, пожалуйста, это понятие. Почему есть разница? Как специалисты определили такие цифры? Сумма прожиточного минимума определяется стоимостью потребительской корзины. Потребительская корзина представляет собой перечень необходимых продовольственных и непродовольственных товаров и услуг. Запишите, пожалуйста, это понятие. Какие товары и услуги входят в корзину? (Молочные продукты, хлеб, крупы, бытовая химия, овощи, фрукты, жилищно-коммунальные и транспортные услуги). Всего в России в потребительскую корзину входит 35 наименований необходимых продуктов. В каждой стране разная стоимость потребительской корзины. Ее размер зависит от экономического развития государства. К примеру, в развитых странах запада в корзину входит 200 наименований товаров и услуг, а в странах Африки – не более 10. Почему в государстве есть богатые и бедные? Почему доходы граждан не равны? Найдем на стр. 142 причину неравенства доходов людей. Зачитайте, пожалуйста. Давайте разберемся. Вспомним, что такое факторы производства? (источники, необходимые для создания благ). Вспомним виды факторов (труд, земля, капитал, предпринимательская деятельность, информация). Влияние на доход ценности и объема факторов производства можно проследить и на других факторах производства. Например, земля. Один участок содержит полезные ископаемые, а другой нет. Или труд, когда высококвалифицированный работник получает зарплату гораздо больше, чем работник с низким уровнем образования. Но разные объем и ценность факторов производства это только одна из причин. Давайте вновь обратимся к стр.143 и найдем еще причины. Зачитаем. (вторая причина). Люди по разному используют факторы производства. Кто-то успешно, а кто-то нет. Например, в той же сказке «Кот в сапогах» - разумно использовал кота и добился успеха. Получил замок, земли и стал королем! В реальной жизни тоже много примеров, когда человек, имея многое, например богатое наследство, спускал все в короткий срок, и снова оставался ни с чем. Но есть, ребята, еще одна причина, по которой у людей разные доходы. Давайте найдем последнюю причину на стр. 143. Зачитаем. (третья причина) – разные жизненные обстоятельства (болезнь, стихийное бедствие, нежданное наследство, открытие и т.д). Экономисты изучают размер доход в стране, устанавливают разницу между доходами богатых и бедных людей. Чем больше разница, тем выше в обществе поляризация доходов населения. И тем это опаснее для стабильности общества. Недовольные люди могут выйти на улицы, взяться за оружие, начать устраивать погромы, может вырасти уровень преступности в стране. Чтобы этого не случилось, подключается государство. Оно всегда должно контролировать ситуацию и перераспределять доходы. Помогать тем категориям населения, у которых низкие доходы. А это и пожилые люди, и многодетные семьи, и люди с ограниченным и возможностями здоровья. Государство должно осуществлять меры социальной поддержки населения. Перед вами схема. Начертите ее в своей тетради. Итак, давайте приведем примеры. В помощь вам будут стр. 145-146. В качестве одной из мер по увеличению заработка вы назвали установление государством минимального размера оплаты труда. В России с 1 января 2014 года эта сумма составляет 5 тысяч 554 рубля. Таким образом, мы проанализировали как распределяются доходы граждан, выяснили, что очень важно, чтобы в странен не было большой разницы между доходами людей, т.к. это опасно для общества. Узнали много новых понятий: прожиточный минимум, совокупный доход, потребительская корзина, минимальный размер оплаты труда. Домашнее задание: параграф 18, вопросы к параграфу. Ответы присылать на электронный адрес: dmltriy.pastukhoff2013@yandex.ru