Тема: Внешня политика СССР в начальный период «холодной войны». Создание систем союзов. Цели урока: способствовать формированию целостного представления о развитии международных отношений после Второй Мировой войны и подвести учащихся к выводу о причинах и последствиях идеологического противостояния СССР и США, названного «холодной войной»; способствовать развитию познавательных умений проводить поиск необходимой информации в исторических источниках, называть характерные черты событий и явлений, объяснять смысл важнейших понятий, излагать суждения о причинно-следственных связях исторических фактов, определять и объяснять свое отношение и оценку наиболее значимых событий. Способствовать ориентации личности учащихся на демократические ценности в межличностных и межгосударственных отношениях, раскрывая негативные социально-политические и морально-психологические последствия нетерпимости, враждебности, недоверия, агрессивности, характерных для жизни общества в годы «холодной войны». 1. Изучение нового материала. Вступительное слово учителя. Закончилась. Вторая Мировая война – самая жестокая, самая кровопролитная в истории человечества. Давайте подумаем, как могли сложиться после войны отношения между союзниками по антигитлеровской коалиции? - сотрудничество или соперничество? Тема урока сегодня «Внешняя политика: холодная война». Какой можно сделать вывод? Бывшие союзники пошли по пути противостояния, или конфронтации. Эпиграфом для нашего урока я выбрала слова российского поэта Е.Евтушенко.  «Наш медовый месяц с союзниками быстро кончился. Война нас объединила, а победа разъединила». (1990) План урока: 1.Причины «Холодной войны». 2.Понятие «Холодная война». 3.Доктрина Трумэна, план Маршалла. 4.Черты «холодной войны». 1) Задание. По ходу моего рассказа постарайтесь выделить причины «Холодной войны». Историки, и отечественные, и зарубежные много спорили о международных отношениях до и после Второй Мировой войны. В работах западных историков не раз говорилось о том, что до войны и сразу же после нее Запад был слишком терпелив к агрессивному Советскому Союзу. Это терпение иссякает.  Каким же было положение до войны? Единственным бесспорным экономическим и политическим лидером являлись Соединенные Штаты Америки. Интересный исторический факт. В начале 30-х годов в учебных атласах по географии в США не было Советского Союза, на его месте – лишь белое пятно.  И вот после окончания Второй Мировой войны Советский Союз становится сверхдержавой; а Запад оказался к этому не готов.  Американцы и англичане опасались Советской армии – самой мощной в мире. Новое положение СССР подтолкнуло его к расширению границ, стремлению укрепить свои позиции в мире.  Назовем причины «холодной войны»: 1. Столкновение интересов двух великих держав. 2. Стремление США к мировому господству. 3. «Экспорт» коммунизма. 2) Отправной точкой в « холодной войне» принято считать речь бывшего премьер-министра Великобритании У Черчилля, которую он произнес в присутствии американского президента Трумэна 5 марта 1946г. в  Фултоне -  родном городе президента. Задание. Познакомьтесь с отрывком из речи Черчилля(см. приложение) и ответьте на вопросы.  Обратите внимание: в речи Черчилля не говорится о необходимости открытого противостояния.  Теперь попробуем дать определение : «Холодная война» - это период противостояния, или конфронтации двух сверхдержав – СССР и США. Приложение 1 Из речи У.Черчилля в Фултоне От Штеттина на Балтике до Триеста на Адриатике железная завеса опустилась на континент. За этой линией хранятся все сокровища древних государств Центральной и Восточной Европы, Варшава, Берлин, Прага, Будапешт, Белград, Бухарест, София – все эти знаменитые города и население в их районах находятся в советской сфере и все подчиняются в той или иной форме не только советскому влиянию, но и в значительной степени контролю Москвы… Я не верю, что Советская Россия хочет войны. Она хочет плодов войны и безграничного распространения своей силы и своих доктрин… Русские больше всего восхищаются силой… По этой причине наша старая доктрина равновесия сил является несостоятельной. Мы не можем позволить себе полагаться на незначительный перевес в силах. Вопросы к документу. 1. Какую роль в переходе к открытому противостоянию сыграла роль Черчилля в Фултоне? 2. Объясните смысл выражения «железная завеса». 3. Кто, по мнению Черчилля, виновен в развязывании «холодной войны»: - США; - СССР; - Обе державы? 4. Кто, по вашему мнению, начал «холодную войну»? 5. Какие меры предложил принять Черчилль для борьбы с советской военной и политической угрозой? 3.Доктрина Трумэна. «План Маршалла». В 1947 г. была разработана доктрина Трумэна – программа мер по «спасению Европы от советской экспансии».Одним из проявлений нового курса США стал план Маршалла. Задание.   Прочитав текст учебника:настр.228-(229), выпишите  1.Цели доктриныТрумэна,ее сущность. 2. Основное содержание плана Маршалла. 3. Определите отношение Советского Союза к этим программам. Цель доктрины Трумэна – не допустить дальнейшего расширения сферы влияния СССР и коммунистической идеологии (доктрина сдерживания социализма) ; заставить СССР уйти в свои прежние границы (доктрина отбрасывания социализма) . Содержание доктрины Трумэна: -  широкомасштабная экономическая помощь европейским странам; - создание военно- политического блока; - размещение вблизи советских границ сети военных баз США (Греция, Турция); - поддержка внутренней оппозиции в странах Восточной Европы; - при  необходимости использование вооруженной силы. План Маршалла – ( по имени госсекретаря США) – оказание помощи странам Европы.  СССР –категорически против этой политики США, советское руководство объявило эти меры призывом к войне против СССР. 4. Подводя итоги, выделим характерные черты исторического периода, названного «холодной войной»(составь схему ) 5. Раскол мира: посмотрите на документ №2(см. приложение) - выпишите страны, входившие в противоборствующие блоки – мир стал биполярным.(2 мировые системы - капиталистическая и соц.) Приложение 2. НАТО 1949 г. ОВД 1955 г. 6. США 7. СССР 8. Великобритания 9. Болгария 10. Франция 11. Венгрия 12. Бельгия 13. ГДР 14. Италия 15. Польша 16. Канада 17. Румыния 18. Нидерланды 19. Чехословакия 20. Люксембург 21. Албания (до1962 г.) 22. Норвегия 23. 24. Исландия 25. 26. Португалия 27. 28. Греция 29. 30. Турция 31. 32. ФРГ 33. 34. Испания 35. 36. Дания 37. Домашнее задание: параграф 29, вопросы 2,3 стр.233-234, письменно. Ответы присылать на электронный адрес: dmltriy.pastukhoff2013@yandex.ru